Show Posts

This section allows you to view all posts made by this member. Note that you can only see posts made in areas you currently have access to.


Messages - Piter

Pages: 1
1
Разное / Grande Armée en Russie
« on: April 15, 2016, 10:58:30 am »
Collages: privés trouve

[attachment deleted by admin]

2
Русскоязычный форум / Re: Кто живой?
« on: April 14, 2016, 11:01:48 am »
Ваш покорный слуга.... сегодня зашел, зарегистрировался.
Мне попала в руки пуговица 35-го полка времен 1812 года. Собирал материал по истории этого полка в России и нагуглил этот форум ветеранов полка.  Французского языка не знаю. Насколько вижу, здесь не находится исторических сведений по 1812 году.  Поместил здесь свой кратенький очерк, составленный из разных источников.
Подобные эссе составил также по мундирным пуговицам других полков, которые у меня есть, в частности по 57-ому полку.

57-й полк линейной пехоты имеет давнюю историю, он был создан во Франции еще в 1667 году и прославился во многих победных войнах и сражениях (Энген, Мёскирх, Биберах, Гохштедт, Гогенлинден, Ульм, Аустерлиц, Йена, Эйлау, Ломиттен, Гейльсберг, Танн, Экмюль, Эслинг, Ваграм).
У 57-й полка линейной пехоты был свой короткий девиз - Terrible! (Грозный! Ужасный!). 

Костяк Великой армии Наполеона к 1812 году составляли пехотные полки. Из-за тактики ведения боевых действий в ту эпоху пехота носила название линейной. Линия признавалась основополагающим боевым построением и прорыв линии считался поражением. Пехота обучалась строевым приемам, основной целью которых являлось быстрое развёртывание линии и маневры. Общим среди построений линейной пехоты было то, что она воевала в сомкнутом строю. Согласно регламенту 1808 г., полк линейной пехоты (de ligne regiment) состоял из штаба, четырех строевых батальонов (de gerre batallion), одного запасного батальона в «депо» – для формирования и обучения пополнения. Батальоны линейной пехоты сражались в сомкнутом строю, выполняя приказы офицеров и используя построения в зависимости от тактики боя. При атаке кавалерии линейная пехота выстраивалась в каре, выставляя штыки и не позволяя кавалерии сломать строй и смять пехоту. В линейную пехоту в основном набирали крестьян рекрутским набором, офицерами же становились в основном дворяне. Кроме того, в полку имелся медицинский пункт и полковой оркестр. Многие линейные полки в 1812 г. имели свою полковую артиллерию.
Линейная пехота Франции в основной своей массе была вооружена гладкоствольным ружьем (фузеей) со штыком и саблей (тесаком). В целом прицельная дальность стрельбы пехотного ружья составляла 100-120 метров, оно позволяло сделать до 3 выстрелов в минуту.
В походе в Россию принимали участие 1-й,2-й,3-й,4-й и 6-й батальоны 57-го полка. На подкрепление из депо полка во Франции были направлены три роты 5-го запасного батальона.
57 полк входил в 2-ю бригаду 5-ой пехотной дивизии дивизионного генерала графа Компана, Первого армейского корпуса. Полком командовал полковник Шарль Луи Шарьер, который начинал службу в 1782 году с солдата, а затем сделал военную карьеру от сержанта до полковника. В 1809 году за храбрость в войне с Австрией Наполеон даровал ему титул барона.
Под его началом на 25 июня 1812 года находилось 97 офицеров и 3575 нижних чинов. В этот день полк перешел границу Российской империи, а 5 сентября в составе дивизии в Бородинском сражении захватил Шевардинский редут, что было красочно описано Львом Толстым в «Войне и мире». За успешный Шевардинский бой командир 57-го полка Шарьер был произведен в бригадные генералы.
В Бородинском сражении этот полк был во главе атакующих колонн армии Наполеона. Маршал Даву назначил дивизию Кампана возглавить первую атаку на Багратионовы флеши. Первый штурм русских укреплений был отбит, а в ходе второго сам генерал был ранен. Отважный генерал никогда не прятался за спины солдат, а потому неоднократно бывал ранен за годы службы.
За день Бородинского сражения 57-й полк этой дивизии потерял 44 офицера и 1211 нижних чинов. Сам Шарьер был ранен, причем все командиры батальонов были ранены или убиты. В Москву после Бородино пришли 54 офицера и 1389 солдат, там полку были розданы 38 орденов Почётного Легиона. 1 октября командиром полка назначен полковник Пьер Лежен вместо раненого Шарьера, Но уже вскоре, вероятно, он тоже был ранен, т.к. французская Википедия говорит о назначении в 1812 году уже третьего за этот год командира полка- Александра Дюшена.
При отступлении 57-й полк принял участие в сражениях в октябре-ноябре 1812 года под Малоярославцем и под Вязьмой, понеся большие потери, а в сражении под Красным остатки полка был окончательно уничтожены.
Очевидец этого сражения, британский генерал Роберт Уилсон, так описал сцену боя: «Сорок пушек изрыгали свое пламя и смертоносный душ на французов. Большинство русских, крича заранее свое «ура», пошли в штыки без единого выстрела. Короткая схватка и склоны холма были покрыты мертвыми и умирающими французами, умоляющими уже о скорой смерти как величайшем даре».
В 1815 году Наполеон восстановил номер 57-го полка. В 1815 году после "100 дней" вторичного правления Наполеона полк стал называться Legion-du-Haut-Rhin. В дальнейшем 57-й полк был восстановлен в армии Франции, принимал участие в Крымской войне и осаде Севастополя в 1855 году, в других войнах Франции, окончательно распущен в 2011 году.


3
У меня в руках мундирная пуговица солдата 35-го линейного полка, найденная в России. Это вызвало интерес к истории этого полка во время "Русской кампании". Предлагаю эту краткую историю на основе данных из различных источников.

В 1812 году 35-й линейный пехотный полк участвовал в главных сражениях в России  – в Бородинской битве, под Малоярославцем и в Красном. В походе в Россию принимали участие 1-й,2-й,3-й и 4-й батальоны полка. В подкрепление своим силам полк получил дополнительно маршевый батальон (80 солдат). 35-й полк входил в 2-ю бригаду 14-й пехотной дивизии графа Ж. Б. Брусье, Четвёртого армейского корпуса.
Полком командовал полковник Жан-Батист Пенан. Под его началом находилось на 24 июня 1812 года 76 офицеров и 2456 нижних чинов. В этот день главные силы Великой армии Наполеона вторглись в Россию, перейдя под Ковно пограничную реку Неман.
Среди них и части Четвёртого армейского корпуса, возглавляемого вице-королем Италии принцем Евгением-Наполеоном Богарнэ (пасынком французского императора). Последующие три недели войска Богарнэ провели в изнурительных маршах среди литовско-белорусских лесов и болот. Только 23 июля при переходе от деревни Бочейково (на реке Улла) к Бешенковичам (на Западной Двине) они впервые столкнулись с русскими. За первый месяц русской кампании численность полка сократилась с 2532 человек до 2041 чел.
В сражении 17 августа 1812 г при Смоленске 35-й полк участия не принимал, оставаясь вместе с корпусом Богарнэ в резерве армии. Затем, пройдя Вязьму и Гжатск, полк Пенана принял участие в Бородинском сражении. Утром 7 сентября он вместе с другими частями 14-й пехотной дивизии переправился на правый берег реки Колочь, чтобы действовать против центрального укрепления русской позиции – Курганной батареи. Перед атакой принц Евгений Богарнэ лично объехал полки, чтобы воодушевить их на воинский подвиг. «Помните, что ваша слава зависит от этого дня», – сказал он, обращаясь к солдатам 35-го линейного. Приказ был выполнен, русская батарея была захвачена, хотя в тот день его полк потерял до трети своего состава, были ранены два из 4-х командиров батальонов. В бою за Курганную батарею был ранен также бригадный генерал Альмера, вместо которого 2-ю бригаду дивизии Брусье временно возглавил полковник Пенан.

После Бородино до Москвы дошли 73 офицера и около 1400 нижних чинов 35-го полка. Затем 35-й полк был активным участником ожесточенного сражения с русскими войсками под начальством генерал-лейтенанта А. П. Ермолова в Малоярославце, когда город несколько раз переходил из рук в руки, но французы были в конечном счете выбиты из города и вся Великая армия Наполеона была вынуждена повернуть на старую разоренную Смоленскую дорогу, по которой она пришла в Москву.
В кровопролитной битве за Малоярославец 24 октября 1812 года полковник Пенан был убит, командование перешло к майору Пьеру Фижье. Кроме Пенана полк потерял еще 15 офицеров. В полку насчитывалось уже менее 100 французов.
Позже полковое знамя и орел были захвачены русскими солдатами Полтавского пехотного полка в сражении под Красным, где остатки полка 18 ноября 1812 года были полностью уничтожены.
Убитый в бою 24 октября 45-летний полковник Жан-Батист Пенан был похоронен на следующий день офицерами полка в районе Малоярославца. Точное местонахождение его могилы уже никто не найдет. Основные сведения о жизни Пенана содержатся в биографическом очерке в «Словаре полковников Наполеона», изданном во Франции в 1996 г. Известно, что свою военную карьеру он начал в 24-летнем возрасте в эпоху Великой Французской революции и слыл храбрым воином и умелым офицером. Был ранен картечью, в 1804 году за участие в наполеоновских войнах стал кавалером ордена Почетного Легиона. Русский поход оказался для него последним.
В биографическом очерке о Пьере Фижье, приведенном в «Словаре полковников Наполеона», отмечено, что он был легко ранен разрывом гранаты в левую бровь в битве «при Москве-реке» 7 сентября 1812 г. После этого новый командир 35-го полка Фижье получил огнестрельную рану в правое колено в сражении при Красном (16 ноября 1812 г.).
Кивер одного из гренадеров именно 35-го линейного полка 1812 года сегодня хранится в музее армии в Париже.

Несмотря на полный разгром Великой армии Наполеона в 1812 году трофеями русской армии стало сравнительно небольшое число французских знамен, т.к. в основном они были либо спасены французами, либо уничтожены ими самими при отступлении.
В ноябре 1812 года в сражениях при Красном русскими частями было взято несколько знамен и значков французских полков, в том числе и 35-го полка.
Древко знамени, орел и ленты 35-го линейного полка были взяты унтер-офицером Яковлевым и рядовым Осиповым Полтавского пехотного полка, а полотнище – рядовым Скидановым Нижегородского пехотного полка. Предположительно, знамя было сорвано с древка. Значок одного из ассистентов 35-го полка был взят полковником Давыдовым – командиром Московского драгунского полка. Полотнище со временем было украдено из Казанского собора, где хранились все французские знамена, орел уцелел до нашего времени и сегодня находится в Эрмитаже, а значок полка после революции был продан и вернулся во Францию.

Pages: 1